Как добраться до Домбая, где лучше жить, какие подъемники и трассы, большие ли очереди, сервис, кафе и рестораны, чем заняться, кроме катания.
В конце января ездили в Домбай кататься на лыжах, и вот мой отзыв о поездке.
Содержание
Почему мы выбрали Домбай
Домбай – один из красивейших горных курортов на Северном Кавказе. При этом достаточно дешевый — из кавказских курортов, наверно, только Цей дешевле.
В середине января мы стали выбирать, куда бы отправиться кататься. Красная Поляна – отличный вариант, много трасс, удобно добираться. Но – дорого и много народа.
На агрегаторе Травелата мне попался тур в Домбай. Недельный тур на двоих стоил 40 тыс. рублей, по 20 тыр на брата. Он включал в себя перелет Москва – Минводы, страховку и проживание без питания в отеле Домбай. Перелет в удобное время, Аэрофлотом. Билет с багажом, что означало, что помимо багажа можно провезти комплект лыжного или сноубордического снаряжения.
Почитали отзывы про отель Домбай: совок, мебель старая, но при этом рядом с подъемником, балкон с роскошным видом. Решили брать.
Как добраться до Домбая
К сожалению, в тур не входил трансфер. А это, как оказалось, немаловажная статья расходов.
От аэропорта Минеральные Воды до Домбая – 200 км. Зимой запускают прямые автобусы, но их мало. Посмотреть расписание и купить билеты можно на Яндекс.Путешествия.
Можно добираться с пересадкой в Черкесске, или Карачаевске, или Теберде. Черкесск находится ровно на полпути. Ежедневная маршрутка из Черкесска в Домбай отходит в 15.30. Однако ехать с чемоданом и лыжами на перекладных неудобно.
Приходится брать трансфер. Хорошо, когда большая компания: можно взять минивэн на всех. Нас же было двое.
Трансфер нам обошелся в 5500 рублей. Заказывали заранее на KiwiTaxi. Когда мы получили багаж, позвонили водителю, он тут же подъехал, мы загрузились и отправились. Водитель попался замечательный, по пути рассказал много интересного. Добирались мы три с половиной часа.
Около аэропорта толчется много таксистов. Они берут за доставку до Домбая 6000 рублей. Дешевле всего предлагался трансфер в самом аэропорту – 5000 рублей, там есть специальная стойка. Мы читали про эту стойку, но народ на форуме писал, что там обычно возят только в ближайшие города: Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск. Но нам женщина на стойке твердо сказала, что и в Домбай отвезут.
Сразу напишу про обратную дорогу. В конце нашей катальной недели погода стала портиться, обещали сильный ветер и снегопад. Мы решили спуститься с гор пораньше и провести день в Пятигорске. Ну, и захотели сэкономить и доехать до Пятигорска на автобусе.
Из Домбая ежедневно в 8.30 отправляется маршрутка до Черкесска. Она отходит от Сбербанка и по пути подбирает всех, кто голосует. Так, мы вышли из нашего отеля в 8.30 и буквально минуты через три затормозили маршрутку. Стоимость проезда 280 рублей плюс 50 рублей за багаж.
Расписание маршруток из Домбая
Эта маршрутка идет до Черкесска 3 часа. По пути подбирает всех жаждущих уехать, невзирая на наличие сидячих мест, поэтому от Теберды до Карачаевска часть пассажиров стояла. А после Карачаевска уже было мало народа.
Конечная остановка маршрутки – на автовокзале около железнодорожного вокзала «Черкесск» (к слову сказать, сейчас поезда до Черкесска не ходят, только электрички до Невинномысска).
Обратно эта же маршрутка идет в Домбай в 15.30.
Хотя водитель маршрутки нас уверял, что из Черкесска в Пятигорск ходят автобусы каждые полчаса, на самом деле автобус до Пятигорска мы ждали два часа. За это время перекусили, чуть прогулялись. Здание автовокзала большое, теплое, с лавочками. Снаружи – таксисты. За трансфер Черкесск-Пятигорск просили 2000 рублей.
До Пятигорска шел большой автобус. Проезд стоил 200 рублей плюс 50 рублей за багаж.
Итого вся дорога от Домбая до Пятигорска нам обошлась 580 рублей на человека.
День мы гуляли по Пятигорску (на Суточно ру сняли уютную двухкомнатную квартиру по цене 1300 за ночь), а в последний день на такси доехали до аэропорта. От Пятигорска до аэропорта Минвод – 27 км, за такси заплатили 700 рублей.
Еще совет: отправляясь на Кавказ, берите с собой больше налички. Она вам пригодится и в маршрутках, и в местных кафе, и на рынке.
Отель Домбай
Итак, таксист доставил нас до входа в отель, и мы пошли оформляться.
Отель Домбай представляет собой восьмиэтажное здание, построенное еще в 1972 году. Официальное название — Спортивно-оздоровительная база (СОБ) Домбай.
Поднявшись по лестнице, посетители попадают в большой помпезный холл с колоннами, в глубине которого скрывается ресепшн.
В холле расставлены уютные диваны и столики. Стоит кофейный автомат и автомат со снэками. Есть теннисный стол и массажное кресло.
Холл – самое уютное место этого отеля. Здесь есть вайфай (в номерах не ловит) и по вечерам тепло (а вот в номерах прохладно).
В общем-то, мы многого не ожидали. Номер маленький, 14 м2. Мебель старая.
Прекрасный вид с балкона.
На этажах стоят кулеры. Лыжехранилища нет, лыжи хранятся в номере. В номере утром одевали ботинки и шли на подъемник, благо до гондолы было метров 100. Уборка минимальная – выносили каждый день мусор, добавляли недостающее: шампунь, туалетную бумагу.
Главная претензия – уже упоминавшийся недостаток тепла по вечерам. А по ночам почему-то даже было жарко. Обращались на ресепшн, просили «поддать жару», но безрезультатно. Поэтому по вечерам народ обычно сидел в теплом холле или разбредался по кафе.
Девушки на ресепшн приятные. А вот работники столовой, женщины на раздаче словно явились из советской действительности: неулыбчивые, суровые. При заселении нам предложили сходить на завтрак. Стоимость завтрака – 400 рублей. Мы, конечно, согласились. Но одного раза нам хватило, чтобы забыть дорогу в столовую.
Ассортимент блюд в принципе неплохой: каши овсяная, рисовая, гречневая, омлет, сосиски, творожная запеканка, но всё холодное. Хотя мы пришли к 8 утра. Кофе растворимый, наливают его в пластиковые хлипкие стаканчики.
Стулья стоят на столах кверху ножками, как в школьном классе. То есть сначала, чтобы освободить стол, ты должен снять стулья. А потом приступать к холодной каше.
В общем, мы туда больше не ходили. И вообще подивились такому отношению: неужто персонал не заинтересован, чтобы питались у них? Подогрейте еду, улыбнитесь, создайте хоть минимальный уют, и народ потянется со своими 400 рублями. А так – в окрестностях полно кафе, где можно позавтракать. И магазинов, где можно купить продукты и утром выпить кофе у себя в номере.
В общем, вот такие минусы. И плюсы – то, что до подъемника близко и по утрам эпичные виды снежных гор. Раздергиваешь шторы, и перед глазами у тебя красота невозможная. Ну, и, конечно, цена — более дешевого варианта в Домбае трудно найти. Посмотреть цены в СОБ Домбай.
Другие отели
Самый козырный отель Домбая – Гранд-отель. Стоит ровно напротив гондольного подъемника и, кстати, через речку от нашего отеля.
С другой стороны от него возвышается высокое здание – апартаменты «Вершина». Тоже очень хороший вариант. Там есть СПА, бассейн, банный комплекс, спорзал. Бассейн и СПА могут посещать и постояльцы других отелей (при посещении обязательна шапочка на волосы, можно купить у них за 200 рублей). Внизу здания находится отличный ресторан «Бизон». Своя парковка.
Чуть дальше находится еще один апарт-отель – Elite House. На первом этаже отеля — магазин «Пятерочка». А через дорогу от него заканчивается горнолыжная трасса «Лесная», по которой народ спускается из зоны катания в поселок.
Многие предпочитают селиться в квартирах. В поселке есть некоторое количество пятиэтажек, правда, не очень близко к подъемнику. Зато там можно расположиться комфортно и недорого. Большой выбор квартир в Домбае – на Суточно.
На агрегаторе Островок представлены и отели, и апартаменты.
На Травелате, на которой мы покупали тур, можно забронировать не тур, а только отель .
В общем, выбор жилья большой и на любой кошелек.
Прокат снаряжения
Рядом с нашим отелем был прокат под названием No bad days. Очень популярное место. Мы брали там одну пару лыж. Прокат лыж на день – 1200 тыс. рублей. Третий день бесплатно. Так что прокат лыж на три дня обошелся в 2400 рублей. В залог берут паспорт.
Вообще прокаты встречаются довольно часто. Есть, например, прямо перед кассами гондольного подъемника. Но нам посоветовали именно No bad days. И, действительно, там многолюдно, видно, что прокат пользуется популярностью.
Еще пользуется популярностью прокат на верхней станции гондолы – Прокат 2277. Он удобен тем, что вы в кабинке поднимаетесь налегке, а уже наверху берете снаряжение и едете дальше на шестикреселке.
Подъемники
Схема трасс и подъемников
Катаются в Домбае на юго-западном склоне горы Мусса-Ачитара. На склоне в разное время были построены различные канатные дороги (бугели, креселки, вагон, гондола), по которым впору изучать историю развития канаток. Большинство из них в нашу бытность бездействовало, и наверх вел только один путь, состоящий из трех очередей.
Первая и вторая очереди
Первая очередь – яйцо-гондола, которая доставляет людей из поселка (1590 м) на высоту 2277 м.
Вторая очередь — шестиместная креселка, которая с 2277 м поднимает на 3008 м. Креселка обслуживает главную зону катания. От верхней её станции до нижней проложено несколько трасс, на которых, в основном, и катаются.
Креселка — без колпака (как и все креселки на Домбае) и не слишком быстрая. Подъем от нижней станции до верхней занимает около 10 минут. Примерно столько же у меня занимал спуск на лыжах в обратную сторону.
Третья очередь
Третья очередь – четырехместная креселка, которая с 3008 м ведет на обзорную вершину высотой 3168 м.
Эта четырехместная креселка совсем медленная и нудная. По ощущениям тащится минут 15. Ехать на ней стоит только в солнечную погоду – единственно ради видов.
С вершины во всей красе предстает Домбай-Ульген Главный, а также Малый Домбай и Западный.
С другой стороны открывается вид на Гоначхирское ущелье, вдоль которого прежде проходила Военно-Сухумская дорога, ведущая в Абхазию.
На востоке в ясную погоду виден Эльбрус.
Пешие туристы отправляются по снежному гребню на соседнюю вершину.
Трасса с вершины 3168 до 3008 – всего одна, довольно узкая и не интересная.
Я думаю, третьей очередью пользуются все по одному разу: полюбовались и довольно. Хотя эта часть горы выглядит перспективной в горнолыжном плане. Туда бы поставить нормальный подъемник и проложить по склону несколько трасс – это бы здорово разгрузило шестикреселку и добавило разнообразия. Склон, разумеется, используется фрирайдерами, можно ездить и без трасс, но уж больно медленный подъемник.
Поляна тусовок и Летающая Тарелка
Для начинающих есть так называемая Поляна тусовок, или «Верхний лягушатник», — пологое место с бугелями. Находится оно примерно посередине между верхней и нижней станциями шестикреселки, на высоте 2300 м.
На этой поляне стоит знаковое сооружение Домбая, инопланетное летающее средство — Тарелка, которая на самом деле представляет собой горный приют на 6 мест. Смотрится тарелка на снежном склоне экзотично, мимо нее проходит пара трасс, и многие специально притормаживают, чтобы сделать фото.
Рядом с Поляной тусовок есть несколько кафе и даже хостел. «Пеших» туристов сюда доставляет ратрак.
Ратраки на склоне попадаются довольно часто. В основном курсируют от станции 2277 до Поляны тусовок и обратно.
Кафе и рынки при канатных станциях
На нижней и верхней станциях шестикреселки туристов встречают местные жители с глинтвейнами, хычинами, шерстяными изделиями. Скажем, в ветреную погоду хорошо идут балаклавы (креселка без колпака, как мы помним).
Тут же построены кафешки, а на задворках – туалеты. На верхней станции (3008 м) в кафе нет цивильных туалетов, есть только кабинки с дыркой в полу, 50 руб. за посещение.
А вот на нижней станции (2277 м) внутри кафе есть очень приличный туалет, поэтому мы ходили обедать именно туда.
Кафе находится на втором этаже, а под ним — уже упоминавшийся Прокат 2277. На задворках есть веранда со столиками, где можно расположиться со своей снедью. А ещё ниже раскинулся рынок.
Насчет других подъемников – все стоят. Несколько раз запускали вагончик, но только в тестовом режиме.
Местный инструктор сказал, что в прошлом году старые канатки часто останавливались, людей приходилось снимать. Теперь вот чинят.
А еще собираются строить новую очередь, но не Доппельмайер, а какой-то китайской фирмы.
Трассы под шестикреселкой
Основное катание происходит от верхней до нижней станции шестикреселки, то есть с 3008 м до 2277 м. На этом участке имеются две синие трассы, две красные и участок черной. Есть переходы с трассы на трассу, позволяющие разнообразить катание.
К сожалению, практически нет указателей и номеров трасс. Не везде по краям трасс расставлены красные ограничивающие сетки. В один из дней после обеда спустилась облачность, видимость ухудшилась, не было видно краев трасс.
Сами трассы широкие, хорошо подготовленные. Катание интересное. Народу на удивление мало. Черная практически пустая, да и красная не слишком загружена.
На синих трассах инструктора занимаются с новичками, и эти «новичковые облака» надо аккуратно преодолевать и мчаться дальше – до следующего «облака».
Все трассы в самом низу сливаются в одну. И этот участок, сначала широкий, к концу (к самому выезду к месту посадки на 2277) сильно сужается и превращается в «бутылочное горлышко». Здесь приходится быть очень внимательным.
Один раз на этом «горлышке» я попала в такую ситуацию. Впереди ехал ратрак, занимая почти всю ширину трассы, за ним пристроились мы, несколько лыжников, и ехали чуть ли не плугом. Вдруг сзади послышалось «хоп-хоп», и слева от ратрака, буквально по бровке обрыва промчались спасатели с акьей: один спасатель впереди, потом акья (узкие сани) с пострадавшим и сзади второй спасатель. Хорошо, что пострадавший не видел, по какому участку мчатся его сани. Но скорость, конечно, ощущал.
Очереди
Кассы начинают работать в 8.30. В 9 утра на подъемники нет очередей и очень мало катающихся. Мчишься по свежему вельвету почти в одиночестве. Просто счастье.
Постепенно народ подтягивается, и часам к 11-ти на нижней станции 2277 образуется очередь минут на 10. Получается цикл на полчаса: 10 минут в очереди, 10 минут подъем на креселке и 10 минут спуск.
В двенадцать – полпервого мы уходили обедать. Со второго этажа кафе наблюдали за очередью.
В районе часа очередь редела, а после двух становилось совсем свободно. Спускаешься и тут же проходишь через турникет.
К пятнице народу ощутимо прибавилось. Приехало много местных с детишками. К обеду очереди выросли до 15 минут.
Один из способов переждать обеденный наплыв народа – использовать Лесную трассу.
Лесная трасса
Лесная трасса спускается с 2277 до самого низа и заканчивается в поселке прямо перед «Пятерочкой».
Обычно её используют в конце дня: спустился в поселок, снял лыжи и пошел домой. Но потом я (и не только я) стала по ней спускаться и в разгар катального дня вместо стояния в очередях.
Что в этой трассе неудобно – спустившись, приходиться метров 100 идти в ботинках до нижней станции гондолы. Ближе к концу есть длинный пологий кусок, где приходится толкаться палками. А в самом конце – обледенелый выкат, да ещё с камешками (аккуратно спускаемся по краю).
Но несмотря на все минусы эта трасса мне пришлась по вкусу, и два-три раза в день я по ней спускалась. Она малолюдная, живописная и интересная.
Зайти на Лесную трассу можно в двух местах: перед вышеупомянутым «горлышком» (там стоит указатель на Лесную), то есть перед самым спуском к нижней станции шестикреселки. Обычно этим заходом я пользовалась в конце катального дня. Начальный участок в этом варианте более пологий.
Второй заезд ничем не обозначен, а находится он уже за «горлышком». То есть вы не спускаетесь к турникетам шестикреселки, а проезжаете мимо. Когда я приближалась к нижней станции, я на ходу оценивала количество народа на подъемник, и, если очередь была большой, продолжала путь по Лесной – вниз до поселка.
Внетрассовое катание
Фрирайд в Домбае тоже, конечно, развит. Склон Мусса-Ачитары широкий, и любители внетрассового катания разъезжаются по нему в разных направлениях. Снег вне трасс исчерчен следами лыж и сноубордов.
Местные инструктора предлагают свои услуги по фрирайду — спуски на Русскую поляну и в Гоначхирское ущелье.
Скипассы
Один день катания на 1 февраля 2024 года стоил 2700 рублей (для сравнения в этот же день на Розе Хутор стоил 5500 рублей, в Архызе — 3500 рублей).
На два дня – 5200. Ну, и так далее – чем на больший срок покупаешь, тем больше скидка.
НО! Если по каким-то форс-мажорным обстоятельствам (ветер, снегопад, отключение электричества) канатку вырубают, то деньги за скипасс не возвращают.
Так, в один из дней кассирша предупреждала людей, что на следующий день ожидается сильный ветер и покупать скипасс на несколько дней не стоит, можно потерять деньги.
В целом, Домбай ощутимо дешевле Архыза и Красной Поляны. Трасс, конечно, меньше. Но есть и свои преимущества: широкие трассы, мало народа. И просто феерические виды.
Из Домбая люди из нашего отеля ездили на день в Архыз, нанимали машину. Вернулись недовольные: один из двух склонов был закрыт, много народа, всё раскатано до льда. Но инфраструктура, конечно, лучше, чем в Домбае: современные подъемники, приличные туалеты, много кафе.
Апрески
В 16.30 подъемники останавливались. Последние катальщики спускались в поселок.
Какого-то бурного апрески замечено не было.
Конечно, многолюдно становилось в магазинах «Пятерочка» и «Красное белое». В «Пятерочке» проходила акция: чашка кофе из аппарата и что-нибудь из выпечки — за 89 рублей. В магазине витал запах кофе.
Рынок работал допоздна. Предлагались местные продукты (сыр, мед, сало, рыба и проч), вязаные изделия, сувениры. Рядом с рынком работал спортивный магазин.
Мы после катания пили чай в номере, а ближе к вечеру шли гулять по поселку с заходом в какое-нибудь кафе.
Самое популярное кафе в Домбае – «У Зули». Хорошо оформлено, еда вкусная.
Но все же нашим фаворитом стал ресторан «Бизон», который находится на первых двух этажах апарт-отеля «Вершина». Там есть и отдельные кабинеты, и общая зала. Приятная атмосфера, нас прекрасно обслужили – ненавязчиво и весело. К заказанной ухе прилагалась рюмка водки и блин с красной икрой. В общем, вышли в отличном настроении.
Напротив заброшенного отеля «Горные вершины» — что-то типа общественных гуляний, весьма немноголюдных. Там есть тир и кресла с виртуальной реальностью. С невысоких горок катаются на ватрушках.
Но в основном народ сидит по своим отелям и съемным квартирам, особенно если хорошая компания. В холле нашего отеля тоже вечерами тусил народ, но вполне мирно.
Как провести день отдыха
На четвертый день муж решил устроить отдых. Я пошла кататься, а он отправился в Алибекское ущелье.
До альплагеря «Алибек» дорога чищена. Места красивые. В Алибеке тоже катаются, там работают бугели. Трассы для начинающих. Он с удовольствием прогулялся, пообедал в кафе.
Говорили, что и в другую сторону, к Чучхурским водопадам, можно прогуляться, но мы не проверяли.
По всему Домбаю развешены плакаты с предложением экскурсий. Возле нижней станции гондолы с подобным плакатом стоял мужчина с джипом.
Я спросила, на какие из этих экскурсий можно отправиться зимой. Он ответил, что возит на термальные источники, к древним храмам X века (Сентинскому и Шоанинскому), в Джамагатское ущелье, Сырные пещеры, на плато Буруш-Сырты (которое сравнивают с плато Бермамыт). Да и на Бермамыт при желании может свозить.
Помимо экскурсий в поселке есть прокат квадроциклов и конный прокат.
Так что, даже если вы не катаетесь, зимой в Домбае есть чем заняться.
Экскурсии в окрестностях Домбая
Резюме
Я очень рада, что добралась до Домбая. Катание мне понравилось.
Последний раз я была здесь в 1997 году на альпинистских сборах, а на горнолыжке – еще раньше.
Потом я переключилась на Альпы, Пиренеи, была в Гималаях, на Памире, Тянь-Шане. И, вновь оказавшись в этих краях, хочу сказать, что по красоте с горами Домбая мало что сравнится. Этот район Кавказа как-то особенно живописен, все горы – словно на подбор.
Гора Мусса-Ачитара находится чуть в стороне от ГКХ, и с ее склонов линейка величественных гор смотрится особенно впечатляюще.
В самом поселке многое изменилось и в то же время многое осталось, как прежде. Все так же при въезде в Домбай возвышается недостроенный местный небоскреб с очень необычной архитектурой – не случившаяся гостиница «Аманауз«. Отель «Горные вершины» выглядит заброшенным, а игрушечный теремок «Солнечной долины» сгорел.
Появились новые отели, гостевые дома, магазины, кафе.
Очень хочется, чтобы этот район Кавказа развивался, чтобы увеличивалось количество трасс и подъемников, летних маршрутов, чтобы в любое время года можно было сюда легко добраться.
Подведем итоги.
Домбай горнолыжный: плюсы и минусы
Минусы
- Долго и дорого добираться от аэропорта (три с половиной часа на такси от аэропорта Минеральные воды)
- Нет большого разнообразия трасс (заявлено 25 км)
- На трассах практически отсутствует разметка
Плюсы
- Красивейший горный район
- Трассы широкие, хорошо подготовленные. Есть и для новичков, и для экспертов. Красные и черная трасса обычно малолюдные.
- Сравнительно небольшие очереди на подъемник. Утром и после двух часов дня их обычно нет. В районе 12 приходится стоять 10 минут. При наплыве народа — 15-20 минут.
- Низкие цены на скипасс и прокат
- Развитая инфраструктура: много предложений жилья, магазины, рестораны
- Есть куда прогуляться в день отдыха.
Говорят, что в планах строительство аэропорта возле Зеленчукской, с прицелом, в первую очередь, на Архыз. Но и до Домбая путь значительно сократится. Ну, а если запустят новую китайскую канатку и увеличат количество трасс, горнолыжный Домбай станет на порядок привлекательней.
Туры в Домбай (можно забронировать только отель)